Можно ли при отказе в вычете НДС взыскать с поставщика убытки
Предмет спора: о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании денежных средств.
Цена спора: 25 965 019 рублей 56 копеек.
Кто выиграл: бывшие директора ООО - поставщика.
Вывод суда: для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать в совокупности нарушение обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности. Учитывая открытость информации об исключении юрлиц из ЕГРЮЛ и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации юридического лица, заинтересованные лица должны были самостоятельно отслеживать информацию об ООО и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ. Если бы они подали в налоговую возражения в связи с предстоящим исключением компании из ЕГРЮЛ, это воспрепятствовало налоговой инспекции принять решение об исключении.
Судебное решение: постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2023 № Ф05-29434/2023.
Между истцом (покупателем) и ООО (поставщиком) был заключен договор поставки пищевой продукции. Поставка товара осуществлялась транспортом поставщика и сопровождалась оформлением счета-фактуры и товарных накладных на каждую партию товара.
Приняв товар, переданный поставщиком по условиям договора и оплатив поставщику согласованную стоимость, покупатель принял к вычету входящий НДС.
Однако, налоговики приняли решение о привлечении компании – покупателя к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса.
Данным решением ей был доначислен НДС, пени и штраф, в том числе по эпизоду взаимодействия истца с контрагентом – поставщиком в связи с отсутствием, по мнению ИФНС, реальных финансово - хозяйственных операций. В обоснование отказа в принятии к вычету НДС в части взаимоотношений с контрагентом, налоговый орган установил, что поставщик не являлся производителем поставляемой продукции, не закупал ее у третьих лиц, следовательно, не мог осуществить поставки в адрес покупателя.
Исследовав сведения о поставщике и его контрагентах (контрагентах 2-го и последующего звена), а также данные, полученные из книги покупок контрагентов и выписок банков о движении денежных средств по расчетным счетам, ИФНС установила обстоятельства, свидетельствующие о том, что денежные средства, перечисленные истцом в счет оплаты за продукцию, не были направлены реальным поставщикам, а перечислялись юридическим лицам («техническим» компаниям) имевшим признаки взаимозависимости и подконтрольности с компанией - поставщиком, а также частично обналичивались.
В связи с этим ИФНС пришла к выводу, что источник для возмещения НДС в бюджете не был сформирован.
Компания – истец полагала, что невозможность принятия покупателем входящего НДС к вычету была обусловлена сугубо недобросовестностью поставщика, его взаимодействием через «технические» компании, не раскрытие «реальных» поставщиков, сторнирование поставок товара, и как результат, отсутствие источника образования НДС. Таким образом, в результате неосмотрительных и недобросовестных действий поставщика истцу были причинены убытки.
Впоследствии ООО – поставщик по решению регистрирующего органа было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Однако, истец указал, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени такого юридического лица, членов его коллегиальных органов и лиц, определяющих его действия (п. 3 ст. 64.2 Гражданского кодекса).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец, действуя разумно и добросовестно, самостоятельно мог заявить возражения в отношении внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, какие-либо основания для взыскания убытков с ответчиков ввиду бездействия кредитора по заявлению соответствующих возражений в регистрирующий орган отсутствовали.
Апелляционный и окружные суды посчитали, что что между действиями ответчиков и возникновением убытков Общества отсутствовала прямая причинно-следственная связь.
Для привлечения к имущественной ответственности необходима совокупность следующих условий:
- факт наступления вреда;
- наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействиями) причинителя вреда и наступившими последствиями;
- размер причиненного вреда и вина причинителя вреда.
Недоказанность хотя бы одного из элементов правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Кроме того, учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации юридического лица, заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об ООО и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, и представить возражения в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Направив в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО из ЕГРЮЛ, покупатель смог бы воспрепятствовать регистрирующему органу исключить поставщика из ЕГРЮЛ, что выполнено не было.
В связи с этим суды посчитали, что оснований для взыскания в качестве убытков доначисленного НДС с бывших директоров компании – поставщика не было.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже