ВС установит порядок уплаты налога на прибыль при банкротстве
Верховный суд планирует определить очередность уплаты организацией – банкротом налога на прибыль при продаже имущества. Арбитры приняли к рассмотрению спор по делу № А09-15885/2017, назначив дату его рассмотрения на 8 декабря 2022 года.
По делу о банкротстве конкурсный управляющий провел торги, на которых было продано заложенное, так и незаложенное имущество должника.
ФНС потребовало уплаты налога на прибыль на общую сумму 1,5 млн рублей. Впоследствии были вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств должника, выставлены инкассовые поручения.
В ответ КУ попросил суд разрешить разногласия с ФНС по вопросу уплаты налога на прибыль, установив, в какой момент производится уплата налога на прибыль при продаже имущества должника. По этому вопросу мнения налоговиков и КУ разошлись:
- налоговики посчитали, что расплатиться с бюджетом нужно в рамках погашения текущей задолженности, то есть до выплат по основным долгам перед реестровыми кредиторами;
- КУ посчитал, что налог на прибыль с продажи имущества должен уплачиваться в бюджет лишь после погашения требований кредиторов, включенных в реестр.
Разрешая разногласия, суд первой инстанции применил дифференцированный подход к порядку уплаты налога на прибыль с продажи заложенного и незаложенного имущества должника. В части, касающейся имущества, не обеспеченного залогом, суд пришел к выводу о том, что налог на прибыль от продажи незаложенного имущества должника не может считаться текущим платежом и не должен удовлетворяться преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, указал, что:
- расходы по уплате налога на прибыль с продажи имущества должника, являющегося предметом залога, относятся к текущей задолженности и покрываются за счет выручки от реализации заложенного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором;
- уплата налога на прибыль с продажи имущества должника, не являющегося предметом залога, производится за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Суд округа указанный вывод изменил, установив, что расходы по уплате налога на прибыль с продажи заложенного имущества должника производятся за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Заявитель указал, что суды ошибочно придали положениям Закона о банкротстве приоритет по сравнению с нормами Налогового кодекса, регламентирующими общий порядок налогообложения. Нормы налогового законодательства и законодательства о банкротстве не устанавливают специальный порядок исчисления налога на прибыль при признании организации несостоятельной.
Уполномоченный орган посчитал, что:
- судами необоснованно введены дополнительные элементы налога на прибыль в виде цели получения дохода – получение его в рамках предпринимательской деятельности для собственных нужд, а не пополнения конкурсной массы для расчета с кредиторами;
- применены дополнительные основания для освобождения от обязанности уплаты налога на прибыль (признание налогоплательщика банкротом);
- без наличия законных к тому оснований понижена очередность удовлетворения текущей задолженности по налогу на прибыль.
Заявитель обратил внимание, что в случае реструктуризации долга без процедуры банкротства и реализации активов для расчетов с кредиторами вне рамок такой процедуры должник в любом случае был бы обязан исчислить и уплатить налог на прибыль.
Приведенные заявителем доводы Верховный суд посчитал заслуживающими внимания. По мнению арбитров они стали достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда.
Отметим, что мнение судов о порядке уплаты налога на прибыль при банкротстве менялась.
До 2020 года суды высказывали точку зрения о том, что уплата налога на прибыль производится за счет оставшегося имущества должника после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.10.2019 по делу № А51-17152/2017).
Суд объяснил свою точку зрения, опираясь на следующие аргументы.
Под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротсте)»).
Суд согласился с доводами заявителя о том, что взимание налога на прибыль с дохода, формально образуемого в связи с реализацией имущества должника, является не необходимой предпосылкой, а следствием. Поэтому, возложение указанной обязанности не может приводить к возникновению требования, квалифицируемого как текущее.
Однако, позднее суды изменили свою точку зрения. В определении Верховного суда РФ от 22.07.2022 № 304-ЭС21-7731 суд отказал в передаче жалобы КУ на судебные решения нижестоящих инстанций, которыми требование по уплате налога на прибыль было отнесено к пятой очереди удовлетворения текущих платежей.
Чтобы решить возникшую проблему, чиновники рассматривают предложение об освобождении выручки, полученной предприятиями – банкротами от реализации имущества для погашения долгов перед кредиторами, от уплаты налога на прибыль. По мнению некоторых представителей власти, поскольку компания – банкрот не занимается предпринимательской деятельностью, то и не должно быть и оснований для включения полученных средств в выручку, облагаемую налогом на прибыль.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже