Директору отказали в возврате с ЕНС за участие в уголовном деле
Предмет спора: о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения об увеличении положительного сальдо единого налогового счета.
Цена спора: 203 987 501 руб.
Кто выиграл: ИФНС.
Вывод суда: в момент рассмотрения спора Налоговый кодекс устанавливал правило, что суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату не подлежат. ООО в период 2019 - 2020 гг. не предпринимало попыток обжалования в суде результатов выездной налоговой проверки за 2015 - 2016 гг. в целях прекращения уголовного преследования должностных лиц общества. Именно в этих целях гендиректор ООО неоднократно подавал ходатайства Следственному Комитету, в которых указывалось, что весь ущерб по уголовному делу добровольно возмещен в полном объеме. В связи с этим уголовное дело в отношении директора прекратили. Поэтому, спорную сумму нельзя учесть при формировании положительного сальдо ЕНС. В Налоговом кодексе указано, что в положительное сальдо не входят суммы, зачтенные в счет исполнения обязанности налогоплательщика. Что касается процентов, то спорная сумма не является излишне взысканной, поэтому, на нее не начисляются проценты.
Судебное решение: постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.05.2025 № А40-82964/2024.
По результатам выездной налоговой проверки компании ИФНС вынесла решение, в соответствии с которым общество было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 и статьей 123 Налогового, в виде взыскания штрафа, ему было предложено уплатить недоимку по налогам и начислены пени.
Основанием для этого решения послужили выводы ИФНС о создании обществом схемы дробления бизнеса в целях получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в деятельность по сдаче в аренду собственного недвижимого имущества 18 подконтрольных организаций, применяющих УСН.
При этом налоговики установили получение обществом необоснованной налоговой выгоды посредством двух сменяющих друг друга вариантов налоговых схем:
- в период с 2012 по 2013 гг. — путем вовлечения в деятельность по сдаче принадлежащего обществу имущества в аренду конечным арендаторам через специально созданные организации, применяющие льготы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса (объединения инвалидов);
- в 2014 году — в результате дробления бизнеса посредством использования восемнадцати взаимозависимых и подконтрольных обществу организаций.
Главным следственным управлением Следственного комитета было возбуждено уголовное дело по пункту «б» части 2 статьи 199 Уголовного кодекса по факту уклонения руководителя ООО от уплаты налогов.
Задолженность общества по вступившему в законную силу решению была погашена руководителем и ООО.
Спорные суммы налогов, пеней и штрафов были зачтены ГСУ СК России в счет причиненного бюджетной системе ущерба в результате преступления, что повлекло уголовно-правовые последствия в виде прекращения уголовного преследования в отношении руководителя ООО в части обвинения в совершении им преступлений, предусмотренных пунктами «а» и «б» части 2 статьи 199 Уголовного кодекса, то есть по факту уклонения от уплаты налогов, подлежащих уплате ООО в период 2012 - 2016 гг.
Впоследствии ООО посчитало, что суммы начисленных налогов на прибыль и НДС в решении ИФНС, следовательно, и суммы взысканных с ООО налогов, пени и штрафа по этому решению, были завышенными в связи с неправильным применением инспекцией налоговой ставки по НДС. Поскольку инспекцией была применена ставка 18%, предусмотренная пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, а не 18/118, предусмотренная пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса.
В связи с этим руководитель ООО обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных сумм НДС и налога на прибыль, соответствующих пени и штрафов, начислении процентов.
Однако, налоговики отказали в возврате денежных средств.
Суд напомнил, что в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11.3 Налогового кодекса единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
- денежного выражения совокупной обязанности;
- денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа или признаваемых в качестве ЕНП.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
При этом:
- положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных ли) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо ЕНС не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента;
- отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности;
- нулевое сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Суд установил, что спорная сумма была доначислена ООО за 2015 - 2016 гг. вступившим в законную силу и ко времени рассмотрения спора не отмененным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, указанные суммы денежных средств не учитываются при формировании положительного сальдо ЕНС в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Налогового кодекса.
Между тем, спорные суммы уплачивались не по решению налогового органа, а в целях возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации преступлением, предусмотренным пунктами «а» и «б» части 2 статьи 199 Уголовного кодекса.
Данный факт имел принципиальное значение для применения действующей в период рассмотрения судом дела специальной нормы НК РФ (п. 13.1 ст. 78 Налогового кодекса).
Этот пункт устанавливал правило, что суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату не подлежат.
Спорные суммы налогов, пеней и штрафов до обращения ООО в налоговый орган с заявлением о возврате в качестве излишне взысканных были зачтены ГСУ СК в счет причиненного бюджетной системе Российской Федерации ущерба в результате преступления, что повлекло уголовно-правовые последствия в виде прекращения уголовного преследования в отношении гендиректора ООО в части обвинения в совершении им преступлений, то есть по факту уклонения от уплаты налогов, подлежащих уплате ООО в период 2012 - 2016 гг.
Следовательно, перечисленные в бюджет денежных средства в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса не являлись излишне взысканными и на них не могли быть начислены проценты на основании пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса.
Таким образом, основания для возврата из бюджета налогов, пени, штрафа и уплаты процентов в отсутствовали в соответствии с пунктом 13.1 статьи 78 Налогового кодекса.
Довод общества о том, что оно до 01.01.2023 не могло реализовать свое право на возврат спорных сумм признали неправомерным.
Поскольку у общества имелась возможность обжалования решения налогового органа.
ООО в период 2019 - 2020 гг. не предпринимало попыток обжалования в суде результатов выездной налоговой проверки за 2015 - 2016 гг. в целях прекращения уголовного преследования должностных лиц общества. Именно в этих целях гендиректор ООО неоднократно подавал ходатайства Следственному Комитету, в которых указывалось, что весь ущерб по уголовному делу добровольно возмещен в полном объеме.

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже