Спецвыпуск 🍁 Главные изменения для бизнеса с сентября 2026 года Смотреть
19 июля 2024

Льгота для МСП по НДС при выкупе арендованного госимущества

Надо ли платить НДС при выкупе МСП арендованного госимущества

Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлена возможность преимущественного выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности либо в муниципальной собственности.

Такая возможность предоставлена Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).

Для того, чтобы воспользоваться преимущественным правом выкупа имущества, арендуемого предпринимателем, необходимо соблюсти 4 условия:

Кроме того, вопросы приватизации государственного и муниципального имущества регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением лиц, определенных указанным пунктом.

При этом перечень лиц, которые не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества, определенный статьей 5 Закона № 178-ФЗ, не предполагает ограничений для участия в приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе, и в отношении физлиц, зарегистрированных в качестве ИП.

Порядок уплаты НДС при приватизации госимущества урегулирован сразу несколькими положениями Налогового кодекса:

  • пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса;
  • подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса.

Особый порядок применения НДС при реализации (передаче) государственного и муниципального имущества установлен пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса.

В соответствии с ним налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.

В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физлиц, не являющихся ИП. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В то же время согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) государственного или  муниципального имущества, если оно выкупается в порядке, установленном Законом № 159-ФЗ. Об этом напомнил Минфин в письме от 26.03.2024 № 28-01-10/27058.

То есть, в этом случае покупатели государственного муниципального имущества указанного имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

Поэтому для них стоимость имущества не увеличивается на сумму НДС и им не нужно перечислять этот налог в бюджет в качестве налогового агента.

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?

Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже

Как определить НДС к восстановлению при передаче актива в уставный капитал Определение суммы НДС, подлежащей восстановлению, при передаче основного средства в уставный капитал

Напишите нам

, чтобы оставлять комментарии.

Новости по делу

Подпишись на наш канал сейчас, чтобы не пропустить самое главное