Что изменится в расчете и отчетности по НДФЛ с 2027 года
Правительство планирует внести ряд поправок в порядок расчета НДФЛ и сдачи отчетности по нему. Для компаний как работодателей и налоговых агентов наиболее заметны три изменения — дивиденды налоговых резидентов предлагают перевести на пятиступенчатую шкалу НДФЛ, изменить порядок представления 6-НДФЛ организациями с обособленными подразделениями и упростить освобождение от налога оплаты лечения работников. Эти поправки, наряду с передачей ФНС администрирования взносов на травматизм, увеличением налоговых штрафов, корректировкой условий применения налоговых льгот ИТ-компаниями, установлением нового механизма взаимодействия ИП с ФНС по порядку уменьшения патента на взносы, а также введением дополнительного налогового контроля маркетплейсами за продавцами, включены в проект масштабных изменений в Налоговый кодекс.
НДФЛ с дивидендов может вырасти до 22 %
Сейчас для доходов налоговых резидентов от долевого участия, в том числе дивидендов, действует отдельная двухступенчатая шкала. НДФЛ составляет 13% при налоговой базе до 2,4 млн руб. включительно и 312 тыс. руб. плюс 15% с суммы, превышающей 2,4 млн руб. (п. 1.1 ст. 224 НК РФ).
[button text="Выплачиваете дивиденды участникам? Поможем рассчитать НДФЛ"]
Если российская организация непосредственно выплачивает дивиденды физлицу, она рассчитывает и перечисляет НДФЛ как налоговый агент. Налог с дивидендов рассчитывают по каждой выплате, а базу определяют отдельно от баз по другим видам доходов. При нескольких выплатах одному налоговому резиденту в течение года учитывается размер выплаченных ему дивидендов с начала налогового периода.
Законопроект предлагает изменить ставки НДФЛ с дивидендов, полученных налоговыми резидентами. Сейчас для них действует двухступенчатая шкала: 13% — с налоговой базы до 2,4 млн рублей и 15% — с суммы превышения (п. 1.1 ст. 224 Налогового кодекса).
По проекту пункт 1.1 статьи 224 Налогового кодекса утратит силу, а налоговую базу по доходам от долевого участия включат в перечень баз, к которым применяется пятиступенчатая шкала. Поэтому НДФЛ с дивидендов налоговых резидентов будут рассчитывать по ставкам от 13 до 22% в зависимости от размера налоговой базы (проектируемый п. 2.1 ст. 210, п. 1 ст. 224 Налогового кодекса).
В результате при выплате дивидендов физлицу — налоговому резиденту компания должна будет применять следующие ставки:
- 13% — к части налоговой базы до 2,4 млн руб. включительно;
- 15% — к части базы свыше 2,4 млн до 5 млн руб. включительно;
- 18% — к части базы свыше 5 млн до 20 млн руб. включительно;
- 20% — к части базы свыше 20 млн до 50 млн руб. включительно;
- 22% — к части базы свыше 50 млн руб.
При этом из проекта не следует, что для определения ставки компании придется складывать дивиденды с зарплатой этого же физлица. Напротив, новая редакция статьи 225 Налогового кодекса сохраняет для дивидендов обособленный расчет. Проектируемый пункт 1 статьи 225 прямо предусматривает, что база по доходам от долевого участия не включается в совокупность остальных баз при применении пятиступенчатой шкалы. Аналогичное исключение предусмотрено для процентов по банковским вкладам (проектируемые пдп. 8 и 16 п. 2.1 ст. 210, п. 1 ст. 225 Налогового кодекса).
Например, директор ООО одновременно является его участником. За год компания выплатила ему зарплату и дивиденды. Эти доходы не должны образовывать одну общую сумму для определения ступени прогрессивной шкалы: НДФЛ с зарплатных доходов и с дивидендов компания продолжит рассчитывать раздельно.
Компаниям с подразделениями дадут больше возможностей менять порядок сдачи 6-НДФЛ
Еще одна поправка непосредственно касается организаций, имеющих обособленные подразделения.
По действующим правилам организация представляет расчет 6-НДФЛ и сведения о доходах физлиц по месту своего нахождения, а по работникам обособленных подразделений — с учетом специальных правил пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса.
[button text="Есть обособленные подразделения? Поможем выбрать порядок сдачи 6-НДФЛ"]
Если сама организация и ее обособленные подразделения находятся в одном муниципальном образовании, организация вправе представлять документы по месту нахождения одного из подразделений либо по месту нахождения самой организации. Организации, подразделения которой находятся в нескольких муниципальных образованиях на территории одного субъекта РФ, также предоставлена возможность выбрать одно место представления документов в пределах этого субъекта. О выборе налогового органа необходимо уведомить инспекции. По действующей редакции сделать это нужно не позднее 1 января, а изменить выбранный порядок в течение налогового периода нельзя (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса).
Законопроект сохраняет возможность централизованной сдачи документов, но меняет порядок ее применения.
Во-первых, уведомление о выбранном порядке можно будет представить не позднее 1 марта текущего налогового периода, а не до его начала.
Во-вторых, появляется возможность учесть изменения, произошедшие уже в течение года. Если изменилось количество обособленных подразделений или возникли иные обстоятельства, влияющие на порядок представления документов, уведомление можно будет направить в течение месяца со дня возникновения таких обстоятельств.
В-третьих, законопроект прямо предусматривает возможность отказаться от ранее выбранного порядка. Для этого налоговый агент должен будет направить уведомление об отказе не позднее 1 марта налогового периода, с которого он хочет вернуться к общему порядку представления документов (проектируемый п. 2 ст. 230 Налогового кодекса).
Таким образом, компаниям с филиальной структурой предлагают убрать действующее ограничение, из-за которого выбранный способ сдачи отчетности нельзя поменять в течение года. Однако свободы выбирать инспекцию в любой момент проект не дает: для обычного выбора сохраняется специальный срок — 1 марта, а в течение года новое уведомление допускается при изменении количества подразделений или возникновении других обстоятельств, влияющих на порядок представления документов.
Работодателям упростят освобождение оплаты лечения от НДФЛ
Сейчас работодатель может оплатить медицинские услуги работнику без возникновения облагаемого НДФЛ дохода, но для этого должны выполняться некоторые условия (п. 10 ст. 217 Налогового кодекса).
Освобождение распространяется на медицинские услуги, оплаченные работодателем для своих работников, их супругов, родителей, детей, в том числе усыновленных, подопечных в возрасте до 18 лет, а также бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или старости. При этом действующая норма прямо требует, чтобы соответствующие суммы оставались в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль (п. 10 ст. 217 Налогового кодекса).
Проект предлагает последнее условие исключить. Из нормы убираются слова о средствах, оставшихся в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль.
Следовательно, для освобождения оплаченных работодателем медицинских услуг от НДФЛ проект больше не связывает льготу с этим источником средств.
Но одновременно пункт 10 статьи 217 Налогового кодекса дополняют новым условием. Освобождение будет применяться при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на соответствующие цели. Какие именно документы будут достаточными для выполнения нового требования, законопроект не определяет.
Также сама поправка не отменяет остальные условия. В частности, она не расширяет круг работников и членов их семей, лечение которых может оплатить работодатель без НДФЛ, и не меняет установленный нормой порядок оплаты медицинских услуг.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже



