Спецвыпуск 🍁 Главные изменения для бизнеса с сентября 2026 года Смотреть
05 октября 2026

Общепиту изменят расчет зарплатного условия для освобождения от НДС

Общепит будет учитывать выплаты иностранным ВКС для освобождения от НДС

Правительство предлагает скорректировать одно из условий, при которых рестораны, кафе и другие организации общепита могут не платить НДС. Изменения затронут компании, в которых работают временно пребывающие в России иностранные высококвалифицированные специалисты. При проверке зарплатного условия для освобождения от НДС выплаты таким сотрудникам будут учитывать наравне с выплатами другим работникам. Эти поправки, наряду с передачей ФНС администрирования взносов на травматизм, увеличением налоговых штрафов, корректировкой условий применения налоговых льгот ИТ-компаниями, установлением нового механизма взаимодействия ИП с ФНС по порядку уменьшения патента на взносы, а также введением дополнительного налогового контроля маркетплейсами за продавцами, включены в проект масштабных изменений в Налоговый кодекс.

При каких условиях услуги общепита освобождаются от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги общественного питания, могут быть освобождены от уплаты НДС в отдельных случаях. Для этого им необходимо соответствовать определенным критериям:

  • сумма доходов за предыдущий календарный год – не более 3 млрд руб.;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за прошлый год – 70% или более;
  • среднемесячный размер выплат, начисленных работникам за прошлый год, не ниже среднемесячной начисленной зарплаты за прошлый год в каждом регионе РФ (ЕМИСС).

[button text="Применяете освобождение от НДС в общепите? Проверим условия"]

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП могут применять освобождение с момента создания (регистрации). Для применения освобождения в периодах года, в котором они были созданы (зарегистрированы), вышеперечисленные ограничения по среднемесячному размеру выплат соблюдать не нужно. Со следующего года льгота для них будет применяться, если будут выполнены общие условия.

Освобождаются от НДС услуги общепита, которые организация или ИП оказывает:

  • в ресторане, кафе, баре, буфете, столовой, другом аналогичном объекте общепита;
  • в отделе кулинарии при ресторане, кафе, баре, предприятии быстрого обслуживания, буфете, кафетерии, столовой, закусочной;
  • вне объекта общепита по месту, которое выбрал заказчик (выездное обслуживание, в частности, доставка блюд);
  • через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы.

Если организация приобрела у третьих лиц продукцию общепита, покупные товары и реализовала их физлицам через вышепоименованные объекты, она также вправе применять освобождение от НДС.

Освобождение не применяется к следующим операциям:

  • продажа продукции общепита в отделе кулинарии организации (ИП), ведущей розничную торговлю;
  • реализация продукции лицом, ведущим заготовочную, иную аналогичную деятельность, покупателю, который оказывает услуги общепита или ведет розничную торговлю. В случае, когда заготовочный цех продает продукцию общепита по заказам потребителей, доставляя ее своими силами или с помощью посредника, можно применять освобождение (если соблюдены установленные требования);
  • продажа продукции, произведенной предприятием общепита, через вендинговые аппараты, расположенные на территории объектов общепита или вне их, а также напитков, изготавливаемых и реализуемых вендинговыми аппаратами.

Если услуги по организации и доставке корпоративным клиентам и физлицам продукции общепита осуществляются на основании агентского договора, то вознаграждение, полученное агентом, облагается НДС.

Зарплату иностранных ВКС включат в расчет

Законопроект уточняет одно из условий применения освобождения от НДС. Если организация общепита привлекает к работе временно пребывающих в России иностранных граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами по Закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при определении суммы выплат за предыдущий год нужно будет учитывать вознаграждения, начисленные таким иностранным работникам по трудовым договорам.

То же правило предусмотрено для расчета по итогам первых 9 месяцев предыдущего календарного года (проектируемый пп. 38 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса).

То есть зарплату временно пребывающих иностранных ВКС нельзя будет исключать из суммы выплат работникам при проверке права ресторана или другого предприятия общепита на освобождение от НДС.

[button text="Не уверены в расчете средней зарплаты? Проверим условие для освобождения от НДС"]

Изменение важно для компаний, у которых есть иностранные ВКС. Выплаты этим сотрудникам будут увеличивать общую сумму вознаграждений, используемую при проверке зарплатного критерия.

Если законопроект примут, новое правило нужно будет применять с даты вступления соответствующих изменений в силу.

Также отметим, что с 1 марта 2027 года меняются правила привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов (Федеральный закон от 26.07.2026 № 241-ФЗ).

Согласно новым нормам для сохранения статуса ВКС иностранный гражданин должен будет получать заработную плату не менее 717 000 рублей в месяц. Для сравнения, действующий на данный момент порог составляет 750 000 рублей за квартал (250 000 рублей в месяц). Таким образом, годовой доход специалиста должен будет составлять не менее 8,6 млн рублей.

Закон предусматривает гибкий подход для социально значимых и стратегических отраслей. Для отдельных категорий работников — научных сотрудников, преподавателей, медицинских и педагогических работников международного медицинского кластера, участников проекта «Сколково», специалистов резидентов особых экономических зон, а также сотрудников, работающих на территориях Крыма, Севастополя и федеральной территории «Сириус», - установлен пониженный порог в размере 358 500 рублей в месяц.

Важным нововведением станет механизм защиты доходов от инфляции. Предусмотрена ежегодная индексация порогов исходя из темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций за предыдущий год. Коэффициент индексации будет определяться профильным федеральным органом исполнительной власти.

Несоблюдение новых требований работодателем влечет за собой серьезные последствия, в том числе аннулирование разрешения на работу ВКС, запрет на привлечение иностранных ВКС, наложение административных штрафов.

 

 

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?

Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже

Новый порядок расчета НДС по длящимся договорам с октября 2026 года Установили правила уплаты НДС по длящимся договорам при изменении ставки

Напишите нам

, чтобы оставлять комментарии.

Новости по делу

Подпишись на наш канал сейчас, чтобы не пропустить самое главное