Когда стоимость патента аннулируют после утраты ПСН
ФНС разъяснила, что происходит с начисленной стоимостью патента, если ИП утратил право на ПСН в период его действия. Налоговая будет учитывать не только дату утраты права на спецрежим, но и сроки уплаты отдельных частей стоимости патента. Уже зачтенная в счет исполнения обязанности сумма не возвращается, но ее можно учесть при расчете налога по другому режиму. Начисления, срок уплаты которых наступает после утраты права на ПСН, аннулируются (письмо ФНС от 28.09.2026 № СД-36-3/8565@).
При утрате права на ПСН налоги пересчитают с начала действия патента
ИП утрачивает право на ПСН, если в течение налогового периода перестает соответствовать установленным для этого спецрежима требованиям.
[button text="Утратили право на ПСН? Поможем правильно пересчитать налоги"]
В 2026 году основаниями для утраты права на ПСН являются:
- доходы от реализации по видам деятельности на ПСН за 2025 год или в течение 2026 года превысили 20 млн руб. Если предприниматель одновременно применяет ПСН и УСН, для проверки лимита учитываются доходы по обоим спецрежимам;
- средняя численность наемных работников за налоговый период превысила 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности ИП, в отношении которых применяется ПСН;
- предприниматель начал вести деятельность, в отношении которой ПСН применять нельзя. Например, к ней относятся оптовая торговля и торговля по договорам поставки, розничная торговля через объекты с торговым залом площадью более 150 кв. м, общепит через объекты с залом обслуживания более 150 кв. м, перевозки при наличии у ИП более 20 транспортных средств, а также ряд других видов деятельности;
- предприниматель на ПСН в сфере розничной торговли реализовал товары, которые для целей патентной системы не относятся к розничной торговле.
При наступлении одного из таких оснований ИП считается утратившим право на ПСН с начала налогового периода, на который был выдан патент. Если предприниматель одновременно применял УСН или ЕСХН, он переходит на соответствующий режим. В остальных случаях налоги рассчитываются по общей системе (п. 6 ст. 346.45 Налогового кодекса).
Об утрате права на ПСН предприниматель должен сообщить налоговой в течение 10 календарных дней со дня возникновения соответствующего обстоятельства (п. 8 ст. 346.45 Налогового кодекса).
После утраты ПСН налоги по общему режиму, УСН или ЕСХН за соответствующий период рассчитываются по правилам, установленным для вновь зарегистрированных ИП. При этом НДФЛ, налог по УСН или ЕСХН можно уменьшить на налог, который уже был уплачен в связи с применением ПСН (п. 7 ст. 346.45 Налогового кодекса).
Что произойдет с начисленной стоимостью патента
После утраты права на ПСН налоги за соответствующий период рассчитываются уже по общему режиму, УСН или ЕСХН — в зависимости от того, какой режим должен применять предприниматель. При этом ИП вправе уменьшить НДФЛ, налог по УСН или ЕСХН за налоговый период, в котором утрачено право на патент, на сумму налога, уплаченного в связи с применением ПСН (п. 7 ст. 346.45 Налогового кодекса).
[button text="Не уверены как учесть стоимость патента после утраты ПСН? Разберемся с расчетами"]
ФНС уточнила, как это правило применяется в зависимости от срока уплаты патента.
Если срок уплаты налога по ПСН наступил до даты обстоятельства, из-за которого предприниматель потерял право на патент, и деньги уже были зачтены в счет исполнения этой обязанности, возвращать их или засчитывать как положительное сальдо ЕНС не будут. Но эту сумму можно учесть при уменьшении налога по другому режиму — например, налога по УСН.
Если же срок уплаты налога по патенту приходится на дату после наступления обстоятельства, повлекшего утрату права на ПСН, начисление по этому сроку налоговый орган аннулирует.
Именно дата наступления обстоятельства, из-за которого утрачено право на ПСН, используется ФНС для разграничения этих ситуаций. При этом сам налог по другому режиму рассчитывается с начала налогового периода, на который был выдан патент, поскольку именно с этого момента предприниматель считается перешедшим на соответствующий режим.
ИП получил патент на весь 2026 год и одновременно с 1 января применял УСН. Стоимость патента составила 90 000 руб.:
- 30 000 руб. — по сроку уплаты 1 апреля 2026 года;
- 60 000 руб. — по сроку уплаты 28 декабря 2026 года.
Из первых 30 000 руб. в счет исполнения обязанности по ПСН было зачтено 20 000 руб.
Основание для утраты права на ПСН возникло 1 июля 2026 года, а 10 июля предприниматель подал соответствующее заявление.
Налоговая в такой ситуации аннулирует 10 000 руб. незачтенного остатка по сроку 1 апреля и полностью аннулирует 60 000 руб. со сроком уплаты 28 декабря. Но уже зачтенные 20 000 руб. аннулированы не будут.
Вернуть их или отдельно зачесть как переплату по патенту нельзя. Вместо этого предприниматель сможет на эти 20 000 руб. уменьшить налог, рассчитанный при применении УСН за соответствующий налоговый период.
Такое разделение связано в том числе со сроками оплаты патента. Если он выдан на срок от 6 месяцев до календарного года, одну треть налога нужно уплатить не позднее 90 календарных дней после начала действия патента, а оставшиеся две трети — не позднее окончания срока его действия. Если действие патента заканчивается 31 декабря, налог уплачивается не позднее 28 декабря (п. 2 ст. 346.51 Налогового кодекса).
Предположим, ИП получил патент на 6 месяцев — с 1 февраля по 31 июля 2026 года. Стоимость патента составила 30 000 руб.:
- 10 000 руб. необходимо уплатить не позднее 2 мая 2026 года;
- 20 000 руб. — не позднее 31 июля 2026 года.
Основание для утраты права на ПСН возникло 15 апреля 2026 года, то есть до наступления обоих сроков уплаты. Заявление об утрате права предприниматель подал 20 апреля.
В этом случае налоговая должна аннулировать все 30 000 руб. начисленного налога по патенту: и 10 000 руб. с майским сроком уплаты, и 20 000 руб. с июльским сроком. Оба срока наступают после обстоятельства, из-за которого предприниматель утратил право на ПСН.
Следовательно, если к моменту утраты права на ПСН срок уплаты налога еще не наступил и деньги не были зачтены в счет исполнения соответствующей обязанности, предпринимателю не нужно сначала оплачивать патент, а затем возвращать уплаченное. Начисления с будущими сроками платежа налоговый орган аннулирует.
Что важно учитывать ИП
При утрате права на ПСН предпринимателю прежде всего нужно определить:
- когда возникло обстоятельство, из-за которого потеряно право на ПСН;
- какие сроки уплаты стоимости патента наступили к этой дате;
- какие суммы к наступившим срокам уже были зачтены в счет исполнения обязанности по уплате налога.
Если деньги уже зачтены по сроку, наступившему до утраты права на ПСН, вернуть их как налог по патенту нельзя. Но соответствующая сумма уменьшит НДФЛ, налог по УСН или ЕСХН. Начисления, срок уплаты которых приходится на дату после возникновения основания для утраты ПСН, налоговая аннулирует.
При этом заявление об утрате права на ПСН нужно подать в течение 10 календарных дней после возникновения соответствующего обстоятельства. Само право на патент считается утраченным не с даты подачи заявления, а с начала налогового периода, на который был выдан патент (п. 6, 8 ст. 346.45 Налогового кодекса).
Позиция ФНС согласована с Минфином письмом от 23.09.2026 № 03-11-09/83676.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже



