Спецвыпуск 🍁 Главные изменения для бизнеса с сентября 2026 года Смотреть
05 октября 2026

Недвижимость под ПВЗ будут облагать по кадастровой стоимости

ПВЗ маркетплейсов включат в правила кадастрового налога на имущество

Кабмин предлагает изменить порядок налогообложения недвижимости, используемой под пункты выдачи заказов маркетплейсов. ПВЗ прямо включат в перечень видов использования недвижимости, при которых налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Эти поправки, наряду с передачей ФНС администрирования взносов на травматизм, увеличением налоговых штрафов, корректировкой условий применения налоговых льгот ИТ-компаниями, установлением нового механизма взаимодействия ИП с ФНС по порядку уменьшения патента на взносы, а также введением дополнительного налогового контроля маркетплейсами за продавцами, включены в проект масштабных изменений в Налоговый кодекс.

Как недвижимость под ПВЗ облагается сейчас

По общему правилу налоговую базу по налогу на имущество организаций определяют исходя из среднегодовой стоимости имущества. Для отдельных объектов недвижимости применяется кадастровая стоимость (п. 1, 2 ст. 375 Налогового кодекса).

В частности, кадастровый порядок предусмотрен для административно-деловых и торговых центров и помещений в них. Он также распространяется на нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых по сведениям ЕГРН или документам технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. То же правило действует, если помещение фактически используется для этих целей (пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса).

Пункты выдачи заказов в этом перечне сейчас отсутствуют. Поэтому помещение с ПВЗ уже может облагаться по кадастровой стоимости, если для этого есть другое основание из статьи 378.2 Налогового кодекса, например оно находится в торговом центре. Однако одного факта размещения в помещении ПВЗ для этого недостаточно.

ПВЗ прямо включат в кадастровые объекты

Законопроект предлагает включить в число объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, пункты приема и выдачи заказов, являющиеся объектами логистической инфраструктуры оператора посреднической цифровой платформы.

В результате кадастровая стоимость сможет применяться к нежилому помещению, если его назначение, разрешенное использование или наименование предусматривает размещение ПВЗ либо помещение фактически используется для приема и выдачи заказов (проектируемый пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса).

Таким образом, поправка касается не любых мест, где можно получить интернет-заказ, а именно ПВЗ, являющихся объектами логистической инфраструктуры оператора посреднической цифровой платформы.

Площадь ПВЗ будут учитывать при расчете 20-процентного порога

Изменения внесут не только в перечень кадастровых объектов. Упоминание ПВЗ появится также в правилах определения назначения и фактического использования зданий и помещений.

Сейчас, например, здание признается фактически используемым для размещения торговых объектов, общепита или бытового обслуживания, если для этих целей используется не менее 20% его общей площади. Для отдельного нежилого помещения также действует 20-процентный порог (пп. 2 п. 4, п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса).

Законопроект добавляет к этим видам использования ПВЗ. Поэтому при определении 20-процентной доли будут учитывать в том числе площадь, предназначенную или фактически используемую под пункты приема и выдачи заказов.

Например, если не менее 20% площади здания фактически используется под ПВЗ и выполняются остальные предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса условия, такое использование можно будет учитывать при отнесении здания к объектам, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости.

Платить налог будет не обязательно владелец ПВЗ

Поправки не вводят отдельный налог для предпринимателей, которые открывают пункты выдачи заказов. Они меняют правила налогообложения недвижимости, используемой под ПВЗ.

Поэтому важно, кому принадлежит соответствующий объект. Если организация владеет недвижимостью, которая после поправок отвечает условиям статьи 378.2 Налогового кодекса, налоговая база по ней при соблюдении установленных условий будет определяться исходя из кадастровой стоимости.

Если предприниматель или организация только арендует помещение для ПВЗ, сама по себе аренда не делает арендатора плательщиком налога на имущество организаций за этот объект (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса).

Кроме того, для кадастровых объектов недвижимости, имеет значение региональный перечень недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Такой перечень на соответствующий налоговый период определяет уполномоченный орган субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса).

Поэтому принятие поправок не означает, что любой ПВЗ автоматически начнут облагать налогом исходя из кадастровой стоимости.

Поправки к статье 378.2 Налогового кодекса должны вступить в силу по истечении месяца со дня официального опубликования закона, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Налоговый период по налогу на имущество организаций — календарный год. Поэтому, если закон примут и опубликуют в 2026 году с соблюдением установленного месячного срока, новые правила для ПВЗ начнут применяться с 1 января 2027 года.

 

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?

Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже

Бизнес сможет получить рассрочку после налоговой отсрочки После отсрочки по налогам бизнесу разрешат получить рассрочку

Напишите нам

, чтобы оставлять комментарии.

Новости по делу

Подпишись на наш канал сейчас, чтобы не пропустить самое главное