ФНС разрешили оспаривать сделки во время проверки бизнеса
Предмет спора: о признании сделок недействительными.
Цена спора: 139 934 346,80 рублей.
Кто выиграл: ИФНС.
Вывод суда: суд признал действия ООО и компаний, которые приобрели у ООО автомобили, направленными на создание видимости реальных сделок с целью недопущения обращения налоговыми органами взыскания по долгам общества. Такие действия, совершенные в период ВНП, способствовали «выводу» активов налогоплательщика и воспрепятствовали погашению долгов ООО перед бюджетом. Поэтому, сделки купли-продажи транспортных средств были признаны недействительными. На ООО была возложена обязанность вернуть необоснованно полученное по ничтожным сделкам имущество.
Судебное решение: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.03.2023 № Ф09-716/23.
В отношении ООО была проведена выездная налоговая проверка за период деятельности организации с 27.12.2017 по 19.10.2018.
По результатам рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки ИФНС приняло решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки установлена не полная уплата налогов, в том числе НДС, налога на прибыль.
Налоговики вынесли решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа дебиторской задолженности, транспортных средств, основных средств, готовой продукции и материалов, а также приостановления операций по счетам в банках.
Впоследствии инспекция подала заявление о признании должника ООО несостоятельным (банкротом).
При этом ИФНС выяснила, что в период проверки ООО были приняты меры по реализации имущества, а именно, транспортных средств.
Кроме того, в результате проведения выездной налоговой проверки, налоговым органом были установлены факты, свидетельствующие о возможном совершении должностными лицами общества налогового преступления, предусмотренного статьей 199 Уголовного кодекса.
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля после окончания ВНП налоговики установили совершение налогоплательщиком действий по сокрытию имущества и денежных средств, за счет которых должно осуществляться взыскание задолженности по налогам (ст. 199.2 Уголовного кодекса).
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля налоговики установили, что в период проведения ВНП и после ее окончания должностными лицами ООО были совершены действия по «выводу» активов налогоплательщика и прекращению финансово-хозяйственной деятельности с целью воспрепятствования налоговому органу в осуществлении последующего взыскания доначисленных по результатам налоговой проверки налогов, пени и штрафов.
В иске инспекция указала, что ответчики являлись взаимозависимыми, взаимосвязанными, подконтрольными, на заключение нескольких последовательных сделок по передаче имущества (прав на имущество), что представляло собой одно совместное деяние взаимосвязанных лиц, направленное на причинение ущерба бюджету.
Суд согласился с доводами налоговиков.
Арбитры признали действия ООО и компаний, которые приобрели автомобили, направленными на создание видимости реальных сделок с целью недопущения обращения налоговыми органами взыскания по долгам ООО.
В результате судом были признаны недействительными (ничтожными) договоры ООО купли-продажи транспортных средств. На ООО была возложена обязанность вернуть необоснованно полученное по ничтожным сделкам имущество.
При этом суд указал, что сделки по реализации имущества ООО были совершены для целей избежания взыскания задолженности за счет такого имущества, что не соответствовало принципу добросовестности и законности сделки.
Поэтому, налоговики вправе предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными, если это полномочие реализуется ими в рамках выполнения задач по контролю за соблюдением налогового законодательства и если удовлетворение такого требования будет иметь в качестве последствия определение должной квалификации отношений сторон с целью применения соответствующих данным отношениям налоговых последствий.
По общему правилу не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса).
В частности, злоупотребление правом может выражаться в отчуждении имущества с целью предотвращения возможного обращения на него взыскания.
Суд признал, что в период проведения ВНП и непосредственно после ее проведения ООО были совершены сделки об отчуждении имущества налогоплательщика с его взаимозависимыми, взаимосвязанными, подконтрольными лицами.
Также суд установил, что эквивалентное встречное предоставление (уплата денежных средств по рыночной стоимости имущества) ООО его контрагентами не предоставлено, впоследствии имущество реализовано иным лицам.
Такие действия были направлены на создание видимости реальных сделок с целью недопущения обращения налоговыми органами взыскания по долгам ООО.
Приняв во внимание, что всего задолженность ООО, в том числе по результатам выездной налоговой проверки и по текущим платежам, на дату подачи искового заявления составляла 139 934 346,80 рублей, а взыскать ее с учетом реализации налогоплательщиком имущества не представлялось возможным, суд признал оспариваемые ИФНС сделки недействительными и применил последствия недействительности сделок.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже



