ФНС сможет сообщать следователям о налоговых преступлениях
В Госдуму внесен законопроект, который планирует устранить правовую неопределенность и возможности различного толкования части 1.3 статьи 140 УПК, предусматривающей специальный повод возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Сейчас налоговики при выявлении признаков преступления не могут оперативно направлять материалы следователям. Для этого им приходится ждать судебного разбирательства. Предложенные поправки предлагают устранить этот пробел в законодательстве.
В 2022 году в УПК появилась новая норма, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса, могут служить только материалы, направленные налоговыми инспекциями в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (Федеральный закон от 09.03.2022 года № 51-ФЗ).
Такое правило следует из части 1.3 статьи 140 УПК.
Процедура, позволяющая налоговым органам направить материалы о налоговых преступлениях, установлена пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса.
Она предусматривает, что если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве ЕНП, недостаточно для исполнения предпринимателем обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении в полном объеме, в отношении неисполненной обязанности, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, инспекции обязаны в течение 10-ти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 − 199.2 УК, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
До введения части 1.3 статьи 140 УПК возбуждение уголовных дел осуществлялось, в том числе по материалам, направленным налоговиками как в порядке пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса, так и в порядке пункта 3 статьи 82 Налогового кодекса, который, при выявлении обстоятельств, указывающих на наличие признаков налогового преступления, предоставляет инспекциям право направить соответствующие материалы в следственный орган на любых иных стадиях налогового администрирования вне зависимости от истечения сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса.
Своевременное принятие процессуального решения сразу после вынесения акта ВНП позволяет следственным органам получить достоверные доказательства виновности и препятствует в дальнейшем искажению налогоплательщиком первичных бухгалтерских документов, в том числе на судебной стадии рассмотрения легитимности принятых налоговым органом решений.
Предметом выездной налоговой проверки могут быть последние 3 года деятельности лица.
Разработчики законопроекта указали, что учитывая длительность процесса производства самой проверки, а также процедурных сроков вынесения окончательного решения по ней, у виновного появляется возможность отчуждения имущества (активов), за счет которого может быть погашен ущерб государству, что приводит к банкротству проверяемого налогоплательщика, невозможности исполнения налоговых обязательств, а также истечению сроков давности уголовного преследования.
При этом Федеральным законом от 18 марта 2023 года № 78-ФЗ категория преступлений, предусмотренных квалифицирующими признаками статей 199, 199.1, 199.2 УК изменена с тяжких на преступления средней тяжести. Соответственно, сроки давности уголовного преследования по данным преступлениям сократились с 10 до 6 лет.
Увеличение процедурных сроков передачи материалов о налоговых преступлениях и изменение тяжести налоговых преступлений приводит к истечению сроков давности уголовного преследования виновных лиц на момент поступления материалов в следственные органы, поскольку с момента инициирования проведения налоговым органом проверок до их передачи в следственные органы проходит значительное время.
В то же время выявление налоговой недоимки тоже может образовывать состав преступления, предусмотренный соответствующей статьей УК.
Вместе с тем установленный пункт 3 статьи 32 Налогового кодекса порядок передачи материалов о налоговых преступлениях, не позволяет налоговым органам направить их в следственные органы.
Положение пункта 3 статьи 82 Налогового кодекса, в отличие от пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса, не содержит формулировки, отраженной в части 1.3 статьи 140 УПК, что и создает правовую неопределенность в правах налоговиков при обнаружении явных признаков налогового преступления самостоятельно, вне зависимости от тех или иных налоговых процедур, в инициативном порядке проинформировать о них следственный орган.
В целях устранения указанной неопределенности законопроект предлагает дополнить пункт 3 статьи 82 Налогового кодекса положением, согласно которому инспекции вправе информировать следственные органы, в порядке, определяемом по соглашению между ними, об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, в том числе с представлением соответствующих материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже