Когда при реорганизации ИТ компаниям откажут в налоговых льготах
ИТ-компания, созданная в результате выделения из другой организации после 1 июля 2022 года, не вправе применять пониженные ставки налога на прибыль и тарифы страховых взносов. Наличие государственной аккредитации и соблюдение требования о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности не отменяют этого ограничения. Такой вывод содержится в письме Минфина от 21.09.2026 № 03-03-05/82584.
Какие условия должны выполнять ИТ-компании для применения льгот
В 2025–2030 годах для российских ИТ-организаций предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль: 5% — в федеральный бюджет и 0% — в региональный. Применять ее можно начиная с налогового периода получения государственной аккредитации при условии, что по итогам отчетного или налогового периода не менее 70% доходов компании приходится на «профильные» виды ИТ-деятельности (п. 1.15 ст. 284 Налогового кодекса).
[button text="Получили ИТ-аккредитацию? Проверим соблюдение условий применения льгот"]
Для страховых взносов установлены следующие пониженные тарифы:
- 15% — в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 7,6% — с выплат сверх этой величины.
Для их применения также необходимо одновременно соблюдать два условия: иметь государственную аккредитацию ИТ-организации и обеспечивать долю профильных доходов не менее 70% по итогам отчетного или расчетного периода. Доля определяется в общей сумме доходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2.2-2 и 5 ст. 427 Налогового кодекса).
В каких случаях реорганизация лишает права на льготы
Даже при выполнении условий об аккредитации и доле профильных доходов применять пониженные ставки по налогу на прибыль и льготные тарифы по страховым взносам могут не все ИТ-компании.
[button text="Применяете пониженные тарифы страховых взносов? Проверим налоговые риски"]
Налоговый кодекс исключает из числа получателей льгот организации:
- созданные после 1 июля 2022 года в результате реорганизации, за исключением преобразования;
- реорганизованные после указанной даты путем присоединения к ним другого юридического лица;
- реорганизованные после указанной даты путем выделения из их состава одного или нескольких юридических лиц.
Ограничения действуют независимо от выполнения остальных требований, предусмотренных для применения ИТ-льгот (абз. 19 и 20 п. 1.15 ст. 284, абз. 20 и 21 п. 5 ст. 427 Налогового кодекса).
К примеру, компания реорганизовалась в порядке выделения после 1 июля 2022 года. Однако, даже если новое юридическое лицо получило ИТ-аккредитацию и доля его профильных доходов составляет не менее 70%, применять льготную ставку налога на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов оно не вправе (письмо Минфина от 21.09.2026 № 03-03-05/82584).
При этом реорганизация в форме преобразования прямо исключена из установленного ограничения. Следовательно, сам по себе факт преобразования не лишает ИТ-организацию права на льготы, если соблюдены остальные предусмотренные НК РФ условия (п. 1.15 ст. 284, п. 5 ст. 427 Налогового кодекса).
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже



