Можно ли при УСН учесть убытки от утраты товаров на складах маркетплейсов
Возможность учета убытков от утраты товаров на складах маркетплейсов зависит от выбранного объекта налогообложения по УСН. При объекте «доходы минус расходы» налогоплательщики могут учитывать потери от пожаров, аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Кроме того, они вправе переносить налоговые убытки прошлых лет на следующие налоговые периоды. При УСН «доходы» стоимость утраченных товаров не уменьшает налоговую базу независимо от причин потери (письмо Минфина от 21.09.2026 № 03-00-06/82851).
[button text="Списываете утраченные товары при УСН? Проверим обоснованность расходов"]
При УСН «доходы минус расходы» налогоплательщики вправе учитывать убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. К таким расходам относятся также затраты на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (пп. 45 п. 1 ст. 346.16, пп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса).
Следовательно, если товары на складе маркетплейса утрачены вследствие пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, их стоимость может учитываться при расчете налога при соблюдении установленных Налоговым кодексом условий.
Если по итогам года у налогоплательщика с объектом «доходы минус расходы» образовался налоговый убыток, его можно перенести на следующие налоговые периоды, в которых применяется тот же объект налогообложения (п. 7 ст. 346.18 Налогового кодекса).
При этом даже при наличии убытка необходимо учитывать правило о минимальном налоге. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса).
[button text="Не знаете, как учесть потери товаров? Поможем с налоговым учетом"]
При УСН с объектом «доходы» ситуация иная. Налоговая база определяется исходя из полученных доходов и не уменьшается на понесенные расходы. Поэтому стоимость товаров, утраченных на складах маркетплейсов, при расчете налога не учитывается независимо от причин утраты (ст. 346.15 Налогового кодекса).
При этом в случае отсутствия доходов у налогоплательщика налог по УСН составит 0 рублей.
Таким образом, возможность налогового учета утраченных товаров зависит от объекта налогообложения. При УСН «доходы» такие потери не уменьшают налог. При УСН «доходы минус расходы» необходимо установить, подпадают ли обстоятельства утраты под предусмотренные Налоговым кодексом основания для признания расходов.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже



