Как применять пониженные взносы при включении в реестр МСП
Компания, которую включили в реестр субъектов МСП в середине года, вправе применять пониженный тариф страховых взносов уже с первого числа месяца включения в реестр. Ждать следующего года не нужно. При этом должны выполняться остальные условия для льготы, в том числе требование о доле доходов от предусмотренных Кабмином видов деятельности (письмо Минфина от 28.08.2026 № 03-15-05/75761).
В Минфин обратилась организация с основным ОКВЭД 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие». Сведения о ней внесли в единый реестр субъектов МСП в июле 2026 года. Вопрос заключался в том, может ли компания применять единый пониженный тариф страховых взносов и с какого момента.
[button text="Применяете тариф 15 процентов? Проверим ОКВЭД и долю профильных доходов"]
С 2026 года пониженный тариф 15% с части выплат работнику, превышающей полуторакратный МРОТ, могут применять не все субъекты МСП. Правительство утвердило перечень видов экономической деятельности, для которых действует льгота (распоряжение Правительства от 27.12.2025 № 4125-р).
Для применения тарифа необходимо одновременно выполнить следующие условия:
- организация или ИП должны иметь статус субъекта МСП и сведения о них должны содержаться в едином реестре субъектов МСП;
- вид деятельности из перечня № 4125-р должен быть указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в качестве основного;
- по итогам соответствующего отчетного или расчетного периода не менее 70% всех учитываемых для этой цели доходов должны приходиться на виды деятельности из перечня № 4125-р (пп. 17 п. 1, п. 2.4, 13.3 ст. 427 Налогового кодекса).
Статус субъекта МСП связан с внесением сведений об организации или ИП в единый реестр субъектов МСП. Сам реестр содержит в том числе дату внесения таких сведений (ст. 3, 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).
Поэтому, если, к примеру, организация появилась в реестре в июле 2026 года, при выполнении остальных требований она может применять пониженный тариф с 1 июля 2026 года, то есть с первого числа того же месяца, в котором сведения о ней внесли в реестр.
При этом организации необходимо подтвердить требуемую структуру доходов. Поскольку расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев, Минфин указал на соблюдение 70-% доли по итогам девяти месяцев и всего 2026 года (ст. 423 Налогового кодекса).
Следовательно, включение в реестр МСП в середине года само по себе не переносит право на льготу на следующий отчетный период или следующий год.
При этом, в случае соответствия плательщика вышеперечисленным условиям, но исключения его из реестра МСП, он лишается права на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором он исключен из реестра МСП.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже



