Когда ФНС передаст материалы налоговой проверки следователю
Обязанность налоговиков направлять материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям предусмотрена пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса налоговый орган обязан направить материалы в следственные органы Следственного комитета для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- недоимка выявлена в ходе налоговой проверки, по результатам которой принято решение о привлечении к ответственности;
- после вступления в силу решения о привлечении к ответственности истекли 75 рабочих дней, но перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа денежных средств недостаточно для погашения недоимки, соответствующих пеней и штрафов;
- не исполнена в полном объеме обязанность по решению о привлечении к ответственности, и при этом размер неисполненной обязанности указывает на налоговое преступление.
В данном случае речь идет о возбуждении уголовных дел в следующих случаях:
- по статье 198 «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов» Уголовного кодекса;
- по статье 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов» Уголовного кодекса;
- по статье 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» Уголовного кодекса;
- по статье 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов» Уголовного кодекса.
Компания пыталась оспорить передачу материалов в СО, отметив следующее:
- на дату совершения оспариваемых действий не истек 75-дневный срок, установленный пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса;
- в отношении АО была введена процедура наблюдения, которая, по мнению компании, предполагает исключение реестровой задолженности по налогам и сборам, в том числе по решению о привлечении к ответственности, вынесенному Инспекцией, из-под действия пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса.
Арбитры в данном споре заняли сторону налоговиков. Их подход к делу ограничился формальным прочтением установленных по закону требований.
Частью 1 статьи 199 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
В силу примечания 1 к статье 199 Уголовного кодекса:
- крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд 18,75 млн рублей (до 17 апреля 2024 года – 15 млн рублей);
- особо крупным размером признается сумма, превышающая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд 56,25 млн рублей (до 17 апреля 2024 года – 45 млн рублей).
Действия налоговиков по передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не направлены на принудительное исполнение решения налогового органа, а являются реализацией обязанности, установленной пунктом 3 статьи 32 НК РФ в рамках информационного обмена (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2023 № Ф10-4388/2023 по делу № А64-9947/2022).
Введение процедуры банкротства в отношении налогоплательщика не изменяет и не устраняет обстоятельства, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства и уклонении от уплаты налогов, не освобождает от ответственности за совершение налогового правонарушения и преступления, а также не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса, по истечении установленного в нем срока.
Мнение заявителя о том, что введение в отношении общества наблюдения приостанавливает течение 75-дневного срока, установленного в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса, суд отклонил.
Положениями статьи 32 Налогового кодекса в качестве единственного квалифицирующего признака для направления материалов проверки в следственные органы предусмотрена сумма неуплаченных налогов.
Следовательно, инспекция не определяет наличие в действиях руководителей организаций (или налогоплательщиков - физических лиц) состава преступления, предусмотренного статьями 198, 199 Уголовного кодекса.
Арбитры отметили, что само по себе направление материалов налоговой проверки в следственные органы, не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере экономической деятельности, поскольку не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством.
Отраженного на ЕНС компании положительного сальдо было недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов.
По мнению суда это означало, что были обстоятельства, позволяющие предполагать наличие факта совершения налогового нарушения, содержащего признаки преступления, предусмотренного ст. 199 Уголовного кодекса.
При таких обстоятельствах суд отказался признать незаконными действия налоговиков, которые направили в Следственное управление заявления о возбуждении в отношении должностных лиц АО уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса (решение арбитражного суда Иркутской области от 06.06.2024 г. по делу № А19-7293/2024).
Арбитры признали правомерным направление налоговиками материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Отметим, что от направления материалов в СО налогоплательщиков освободит амнистия за дробление бизнеса. Поскольку решения по налоговым проверкам после 12 июля 2024 года в части дробления бизнеса приостанавливаются, то материалы проверок по ним в следственные органы не направляются.
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже