Могут ли санкции освободить от штрафа за нарушение договора
Сторона договора, не исполнившая свои обязательства по нему либо исполнившая их ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса).
Какие обстоятельства признаются форс-мажорными
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса).
В условиях санкций контрагенты пытаются снять с себя ответственность за нарушения условий договоров, указывая, что нарушение произошло именно по этой причине.
Для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, т.к. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы является то, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Признание внешнеэкономических санкций обстоятельством непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе даты заключения договора, срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.) (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2025 № Ф02-6260/2024).
Что надо доказать в деле о признании санкций форс-мажорным обстоятельством
Арбитры допускают, что санкции и меры ограничительного характера, принятые недружественными иностранными государствами, можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.
Но для этого поставщик (подрядчик, исполнитель) должен доказать, что надлежащее исполнение им обязательства оказалось невозможным вследствие того, что санкции и ограничительные меры введены в отношении конкретных товаров, работ, услуг, являющихся предметом договора, или материалов, комплектующих и оборудования, необходимых для поставки или производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.01.2024 № Ф02-6573/2023).
В деле о признании внешнеэкономических санкций форс-мажорным обстоятельством сторона должна доказать:
- наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы в течение срока, установленного договором на выполнение обязанностей поставщика;
- наличие причинно-следственной связи между возникшей внешнеполитической ситуацией и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
- свою непричастность к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
- добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
Это отметили арбитры Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в постановлении от 03.07.2024 № 17АП-4348/2024-ГК.
Санкции как форс-мажор в российской юрисдикции
Как правило, суды не соглашаются, что внешнеэкономические санкции являются основанием для освобождения российских компаний от ответственности за нарушение договорных обязательств.
Финансовые санкции напрямую не относятся:
- ни к форс-мажору (ст. 401 Гражданского кодекса);
- ни к существенным изменениям обстоятельств (ст. 451 Гражданского кодекса).
Суды их рассматривают как элемент предпринимательского риска.
Вступая в договорные отношения, стороны могут и должны учитывать экономическую ситуацию, в том числе прогнозировать нерентабельность сделки. Осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск подразумевает в числе прочего и то, что возможные экономические потери не могут перекладываться на контрагентов. Вступая в коммерческие отношения, субъект самостоятельно принимает экономически значимые решения.
Само по себе применение экономических санкций к Российской Федерации как результат сложившейся международной политики, не свидетельствует о невозможности исполнения ответчиком своих обязательств по поставке товара в рамках заключенного договора.
Поэтому, как правило, правоприменительная практика придерживается сложившегося подхода, в соответствии с которым любые сложности с исполнением обязательств, обусловленные санкциями (при условии доказанности их наличия лицом, на них ссылающимся), для лица, не являющегося непосредственным объектом воздействия недружественных мер, чья сделка совершается исключительно в пределах юрисдикции российского права, с российским контрагентом, не могут считаться возникшими в результате действия форс-мажора или же свидетельствовать о существенном изменении обстоятельств по смыслу нормы статьи 451 Гражданского кодекса, и должны квалифицироваться как элемент стандартного предпринимательского риска (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.08.2024 № Ф01-3537/2024, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2023 № Ф01-5874/2023).
Санкции как форс-мажор во внешнеэкономических сделках
При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.
При исполнении внешнеторговых контрактов запретительные меры государств, запрет торговых операций вследствие принятия международных санкций признаются обстоятельствами непреодолимой силы, освобождающими сторону от ответственности (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного постановлением Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14).
Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется Торгово-промышленной палатой Российской Федерации путем оформления и выдачи сертификата о форс-мажоре (пп. «н» п. 3 ст. 15 Закона от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).
На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств, в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
В случае, если при рассмотрении спора судьям не представлен сертификат о форс-мажоре, они приходят к выводу о недоказанности наступления обстоятельств непреодолимой силы (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.05.2023 № Ф03-1539/2023).
Однако, одного этого документа недостаточно, чтобы суд освободил от ответственности за нарушение договора.
Сертификат ТПП России о форс-мажоре является по своей правовой природе заключением независимой экспертной организации, содержащим экспертное мнение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, исходя из условий конкретной внешнеторговой сделки.
Этот документ не содержит юридически властного волеизъявления либо предписания, не направлен на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а является лишь одним из возможных подтверждений позиции стороны договора.
Даже при наличии сертификата ТПП России о форс-мажоре сторона договора вправе не согласиться с позицией другой стороны и с экспертным мнением ТПП России.
При возникновении спора между сторонами договора о наличии либо отсутствии обстоятельств непреодолимой силы применительно к конкретному договору он подлежит разрешению в судебном порядке.
Поэтому, контрагент должен иметь доказательства прямой причинно-следственной связи между общеизвестными событиями по введению санкций недружественными государствами и неисполнением им в установленный срок своего договорного обязательства.
Он должен доказать чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, повлиявших на исполнение договора и предпринимать меры по исполнению заключенного договора, к примеру, предложить контрагенту осуществить поставку иной продукции (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2023 № Ф04-6832/2023).

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже