Спецвыпуск 🍁 Главные изменения для бизнеса с сентября 2026 года Смотреть
08 октября 2026

Как заполнять декларацию при отсутствии и задвоении ДОПП

Как заполнить декларацию по косвенным налогам при проблемах с ДОПП

ФНС разъяснила, как импортерам товаров из ЕАЭС заполнять декларацию по косвенным налогам, если по одной поставке оформлено несколько документов о предстоящей поставке товаров (ДОПП), документ не прошел проверку контролирующего органа или вообще не был оформлен. Налоговая также уточнила, какие статусы ДОПП позволяют включать его в декларацию, как учитывать обеспечительные платежи и когда они зачисляются на единый налоговый счет (письма ФНС от 22.09.2026 № ЕА-36-15/8421@, от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@).

Какие ДОПП можно отражать в декларации по косвенным налогам

С 1 июня 2026 года в отношении товаров, ввозимых в Россию автомобильным транспортом из государств ЕАЭС, действует система подтверждения ожидания поставки товаров (СПОТ). Ее требования распространяются на товары, не подпадающие под предусмотренные законом исключения.

[button text="Импортируете товары из ЕАЭС? Проверим порядок оформления ДОПП и заполнения декларации"]

В рамках СПОТ импортер должен сформировать ДОПП и внести обеспечительный платеж, если не применяются установленные законом исключения. При этом документ последовательно получает различные статусы в зависимости от действий импортера, результатов автоматизированных проверок и сведений контролирующего органа (ст. 5, 8, 10 и 11 Федерального закона от 17.04.2026 № 101-ФЗ).

Для заполнения декларации по косвенным налогам ФНС выделила 3 статуса ДОПП:

  • «Обеспечен» — обеспечительный платеж внесен в полном объеме либо применяется предусмотренное законом исключение из обязанности его внесения;
  • «Пройдена проверка контролирующего органа» — ФНС получила сведения об успешном прохождении проверки ДОПП контролирующим органом;
  • «На проверке КНП» — началась камеральная налоговая проверка декларации, в которой отражен ДОПП.

Статус «На проверке КНП» присваивается документу, отраженному в НД по КН, по которой проводится камеральная налоговая проверка (КНП). При завершении КНП и отсутствии нарушений по отраженным ДОПП статус по таким ДОПП меняется на «Погашен», при этом, если сумма по такому документу заявлена частично, статус «На проверке КНП» изменится на «Погашен» только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП.

При этом ФНС отдельно обращает внимание, что статус «Пройдена проверка контролирующего органа» присваивается только при предъявлении визуализированной ссылки на ДОПП контролирующему органу — ФТС.

Если документ имеет статус «Обеспечен», но еще не получил статус «Пройдена проверка контролирующего органа», это само по себе не препятствует его отражению в декларации. Дожидаться завершения проверки ФТС для включения такого ДОПП в декларацию не требуется (письмо ФНС от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@).

Как заполнить декларацию при отсутствии ДОПП

На практике может сложиться ситуация, когда товар уже ввезен в Россию и принят на учет, но импортер:

  • по какой-либо причине не оформил ДОПП;
  • сформировал ДОПП, однако документ остался в статусе «Зарегистрирован».

Статус «Зарегистрирован» присваивается после успешного форматно-логического контроля и регистрации документа с присвоением уникального номера.

ФНС отдельно рассмотрело ситуацию, когда при таком статусе не получена визуализированная ссылка.

Налоговая разъяснила, что отсутствие ДОПП либо наличие документа со статусом «Зарегистрирован» не исключает отражения исчисленного налога по фактически ввезенным и принятым на учет товарам.

В таком случае импортер указывает:

  • в строке 031 раздела 1 — сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет по приобретенным товарам;
  • в строке 030 раздела 3 — сумму акциза по соответствующим товарам.

Важно разграничивать обязанность по уплате косвенных налогов и обязанность по оформлению ДОПП. ФНС определяет, как заполнить декларацию в рассматриваемой ситуации, но не предусматривает освобождения от требований СПОТ при отсутствии документа (письмо от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@).

Какие сведения о ДОПП указывать в разделе 4 декларации

Если ДОПП подлежит отражению в декларации, сведения о нем вносятся в раздел 4.

ФНС уточнила порядок заполнения трех строк следующим образом.

Строка раздела 4

Какие сведения указываются

010

КБК, указанный в строке 020 раздела 1 или строке 020 раздела 3 декларации

020

Номер ДОПП

030

Сумма НДС или акциза в отношении КБК, указанного в строке 010 раздела 4

 

При этом в строке 030 раздела 1 декларации отражается сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по импортированным товарам, в том числе по товарам, в отношении которых внесен обеспечительный платеж. Для акцизов ФНС указывает строку 030 раздела 3.

Сумма НДС или акциза, отраженная в разделе 4, соответствует сумме обеспечительного платежа в части исполнения соответствующей налоговой обязанности. Для НДС эта сумма указывается в строке 060 раздела 1, для акциза — в строке 031 раздела 3 декларации.

Таким образом, при заполнении декларации необходимо разграничивать общую сумму исчисленного налога по импортированным товарам и сведения об обеспечительном платеже, относящемся к конкретному ДОПП (письмо ФНС от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@).

Как отражать несколько ДОПП по одной поставке

Отдельная проблема возникает, когда по одной поставке импортер оформил несколько ДОПП.

[button text="По одной поставке оформлено несколько ДОПП? Проверим декларацию и учет обеспечительных платежей"]

Такая ситуация возможна, например, если после получения документом статуса «Обеспечен» изменилось наименование перевозчика и был оформлен еще один ДОПП.

В этом случае оформленные ДОПП отражаются в разделе 4 декларации в соответствии с установленным порядком.

При этом налог по товарам, принятым на учет, отражается:

  • по НДС — в строке 031 раздела 1 декларации;
  • по акцизам — в строке 030 раздела 3 декларации.

Иными словами, сведения о нескольких ДОПП не означают, что налог по одной фактической поставке необходимо начислять повторно. В соответствующих строках декларации отражается налог по товарам, принятым на учет, а в разделе 4 — сведения об оформленных документах (письмо ФНС от 22.09.2026 № ЕА-36-15/8421@).

Что происходит с обеспечительным платежом при задвоении ДОПП

При оформлении нескольких ДОПП по одной поставке может возникнуть превышение суммы обеспечительных платежей над исчисленным НДС или акцизом.

ФНС разъяснила, что сумма такого превышения зачитывается на единый налоговый счет по результатам завершения камеральной налоговой проверки.

При этом Налоговый кодекс предусматривает специальный порядок учета обеспечительного платежа по ДОПП, если ввоз соответствующих товаров из государства ЕАЭС не состоялся.

Такие суммы можно отразить в декларации за налоговый период, в котором у импортера возникла обязанность по уплате налога в связи с ввозом товаров в Россию, при соблюдении следующих ограничений:

  • с даты формирования ДОПП прошло не более 3 лет;
  • отражаемая сумма обеспечительного платежа не превышает размер налога, указанного в ДОПП на товары, ввоз которых не состоялся.

Указанные суммы учитываются в порядке, предусмотренном для единого налогового счета (абз. 4 п. 2 ст. 177, пп. 3 п. 5 ст. 11.3 Налогового кодекса, письмо ФНС от 22.09.2026 № ЕА-36-15/8421@).

Когда ДОПП получает статус «Погашен»

ФНС дополнительно разъяснила, как меняется статус ДОПП после представления декларации.

Когда начинается камеральная налоговая проверка декларации, в которой отражен документ, ДОПП получает статус «На проверке КНП».

После завершения проверки при отсутствии нарушений по отраженным ДОПП статус меняется на «Погашен».

Однако здесь предусмотрена важная особенность. Если сумма по ДОПП заявлена в декларации только частично, документ не получит статус «Погашен» сразу после завершения проверки.

В таком случае статус «На проверке КНП» изменится на «Погашен» только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП (п. 2 ст. 177 Налогового кодекса, письмо ФНС от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@).

Таким образом, завершение камеральной проверки не всегда означает автоматическое погашение ДОПП. Для документа, по которому обеспечительный платеж отражен частично, имеет значение и последующее отражение оставшейся суммы.

 

 

В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?

Обращайтесь за экспресс-консультацией по почте info@probusiness.news или телефону +7 (977) 893-37-69. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в комментариях ниже

Как отражать ДОПП и обеспечительный платеж в декларации ФНС разъяснила порядок заполнения декларации при импорте товаров из ЕАЭС через СПОТ

Напишите нам

, чтобы оставлять комментарии.

Новости по делу

Подпишись на наш канал сейчас, чтобы не пропустить самое главное